штромланин (sherryman) wrote,
штромланин
sherryman

Categories:

Таллин. Копли




После деревянной Каламаи с её великолепным морским музеем в Лётной гавани, отправимся дальше - в Копли, самый суровый и самый необычный район Таллина, сложившийся в первой половине ХХ века на полуострове у верфей.

Чтобы понять, что такое Копли - стоит взглянуть на карту (здесь же показаны все упоминавшиеся в прошлых частях районы, а также ещё не показанный Нымме и Какумяэ, где я квартировал). Копли - район на полуострове, вроде бы и недалеко от центра, но на глухой окраине за промзонами и железными дорогами. Своей репутацией гетто Копли напоминают рижскую Маскачку, но по расположению это скорее Болдерая или Саркандаугава. Хотя более точные параллели стоит искать даже не в Риге - мне ближайшими аналогами Коплей (удивительно, но это название тут как раз склоняют!) кажутся лиепайская Кароста и питерская Канонерка. Я так и не добрался до Пальясааре, где при Советах была военная база, а ныне - орнитологический заповедник, но как видите по красным циферкам на карте, в этом посте речь пойдёт не только про сами Копли, но и о дороге к ним из Каламаи.

2.


Облик полуострова Коппель, с 14 века бывшего ревельским пастбищем, сенокосом и местом загородного отдыха, изменило событие, произошедшее буквально на другой стороне Земли - русско-японская война, в которой мы потеряли, как известно, не только Тихоокеанский, но и Балтийский флот, посланный на помощь и разбитый в Цусимском проливе. Российская империя показала свою полную беспомощность на море, и вдобавок лишился защиты Петербург, и с этим надо было срочно что-то делать, так как со стороны также балтийской Германии всё сильнее пахло порохом. По всему Финскому заливу началось строительство Морской крепости Петра Великого из нескольких укрепрайонов по обоим берегам, и Ревель как центр одного из них (а это и Лётная гавань, и Красные казармы, и многое другое) было решено сделать новым центром Большого Военного судостроения. На полуострове Коппель в трёх омывающих его бухтах развернулась индустриализация абсолютно сталинских масштабов: в 1912-13 годах с нуля были построены три самых совершенных в империи верфи - Ноблесснера, Беккера и Руссо-Балта. Что интересно, два из трёх заводов пережили все войны и рыночные реформы, и ныне входят в "BLRT Grupp" - одну из крупнейших эстонских компаний, владеющую 6 верфями - двумя в Таллине, двумя в Клайпеде и по одной в Финляндии (Наантали) и Норвегии (Фискарстранд). Собственно, Таллинскую судоверфь с логотипом БЛРТ я показывал в прошлой части - она занимает около 1/3 площадки бывшего завода Ноблесснера, а его старые корпуса чуть дальше от Лётной гавани ныне превращены в лофт:

3.


Специалиазацией Ноблесснеровой верфи (название получшвей от двух главных акционеров - Нобеля и Лесснера) были подводные лодки - и тут стоит вспомнить, что подводным флотом Россия экстренно обзавелась в русско-японскую войну, имея к её окончанию 19 подлодок, в основном закупленных в других странах, а первой их базой и учебным центром была Либава (Лиепая). Первые серийные русские подлодки создал инженер Иван Бубнов, и он же курировал проект "Барс", под который завод Ноблесснера и строился - хотя заказ ему предстояло делить с двумя крупнейшими русскими верфями из старых. Всего было построено 24 "Барса" - 8 здесь, 6 в Николаеве и 10 в Петербурге, и одна из них, ревельская "Пантера", даже потопила британский эсминец во время белоинтервенции. Был, впрочем, у "Барсов" один очень серьёзный недостаток - отсутствие деления на отсеки, поэтому даже пережившие войну подлодки в основном погибли в авариях в 1930-е годы, но остались самой массовой субмариной Российской империи.

4.


В 1915 году завод был переименован в Петровскую верфь, при I республике национализирован и даже построил три судна - металлические моторно-парусные торговые "Ляэнемаа", "Вирумаа" и "Харьюмаа", однако в 1927 году его обанкротили и распродали вплоть до ушедшего в макулатура архива. Возродили его при Советах как Морской завод - сначала судоремонтный, а затем и судостроительный... но только был он в ведении Минобороны и сделай я два прошлых кадра в советское время - было бы мне крепко несдобровать. Но лишившись военных заказов, Морзавод при II республике чуть было не помер ещё раз - однако всё-таки его удалось сохранить, хотя и не целиком. Действующие цеха советской постройки я показывал в прошлой части, ну а здесь, в историческом центре завода, следом за кварталом Роттермана и кварталом Лютера образовался квартал Ноблесснера..

5.


Водонапорка, контора и проходная выходят на улице Тёёстусе за Каламайским кладбищем, напротив "Вольты" и "Арсенала" - всё это я показывал в позапрошлой части. Как и большинство старых таллинских заводов, Ноблесснер построен из серого плитняка:

6.


Виадук разобранной железнодой дороги - это с него сняты кадры №3 и 4 в разные стороны. За насыпью - петербургского вида труба с "капителью".

7.


Когда мы пришли, тут было пусто, а все двери закрыты - но вот стоит посреди площадки что-то вроде трибуны:

8.


У берега - яхты, а кран нависает как раз над нынешней рабочей площадкой:

9.


Покинув "Ноблесснер", мы с Кацем направились по улице Тёёстусе через пятиэтажечный район Карьямаа (название значит "Пастбище"):

10.


В Ситси - район у "развилки" полуостровов Копли и Пальяссааре. Само его название явно восходит к русскому Ситцы - первым предприятием Коппеля (1901-05) была Балтийская мануфактура - столь необычная в этом морском краю текстильная фабрика, уступавшая в будущей Эстонии лишь комплексу мануфактур Кренгольма. У трамвайной остановки, на углу Коплисской и Ситцевой улиц - бывшая фабричная школа (1913):

11.


А дальше тянутся деревянные казармы - такой прототип советского барачника:

12.


За ними - и сама фабрика, на я её так толком и не заснял, вот только здесь виден огромный корпус и башня, облик совершенно типичный для текстильных фабрик, но в сравнении с тем же Кренгольмом или среднерусскими мануфактурами, весьма невзрачен. Рядом - рыночек, перестроенный, согласно викимапии, из рабочей бани и известный в Таллине своенравным владельцем - горским евреем из Дагестана. За рынком - церковка Всех Скорбящих Радости, обустроенная в 1944 году в фабричном морге и в нынешнем виде отстроенная в 1999-м.

13.


Баня и церковь по сути во дворе вон тех далёких многоэтажек необычайно широкой улицы Сыле, представляющей собой редкий ансамбль сТаллинской архитектуры:

14.


Причём нескольких эпох - во дворах стоят "РаКо" ("Rahva Korterid", то есть "Народные квартиры") 1940 года постройки, такой странный гибрид "таллинских домов" с уже настоящим рабочим барачником:

15.


Улица ведёт в Пельгулинн (см. поза-позапрошлую часть, там же про станцию Копли-Товарная), а на другой её стороне Пельгуранн, самый престижный из районов Северного Таллина из-за близости пляжа Штромки, самого популярного в Таллине места общения с морем "где можно прожить свою жизнь, где встретятся твои родители, где сделают тебя, куда будут ходить с коляской, где ты будешь проводить все свое детство - юношество, устраивать ночами стрит-рэйсы, встретишь свою вторую половинку.. и по кругу" (с) откуда-то из интернета. Увы, до Штромки мы так и не дошли:

16.


Нет, наш путь - дальше на север, к концу полуострова. По дороге - Средние Копли, которые среди таллинцев имеют репутацию места, откуда можно не вернуться. Весь Таллин знает, в какой общаге тут торгуют героин, но категорически не согласны с тем, что Копли хуже, чем Маскачка (хотя на мой взгляд гостя - хуже).

17.


Пьяный ларёк:

18.


И характерный русскоязычный контингент. Есть тут и конкретные гопники самого стереотипного вида, но их я уже не фотографировал. Всё-таки подобные гетто, так констратирующие с совсем европейскими центрами, а в Таллине и другими окраинами - в постсоветском контексте именно специфика Прибалтики... но говорят, не редкость в Большой Европе.

19.


20.


Ну а дальше полуостров сужается и начинаются Нижние Копли - район не столько гоповый, сколько призрачный:

21.


В сквере у трамвайных путей - местные школа искусств и детский сад времён Первой республики:

22.


23.


А мы свернули влево, на бывший завод Беккера мимо здания его конторы:

24.


Общество "Беккер и Ко" держали Петербургский коммерческий банк и французская судостроительная компания "Норман", а строились здесь эсминцы - впрочем, я не знаю, успели ли спустить на воду хотя бы один.

25.


После Первой Мировой эвакуированный завод так и не возродился, и на его территории расположились небольшой порт "Беккери", а также резиновая и стекольная мастерские, при Советах ставшие заводами "Пыхъяла" и "Тарбеклаас". "Пыхъяла" делала резиновую обувь, очень популярную в Эстонии, и её практически сознательное банкротство и уничтожение в 2000-е годы огорчило тут очень многих. Вот её контора напротив конторы Беккера:

26.


И цеха за ней:

27.


28.


С другой стороны вииднеется башня Народного дома (конец 1930-х) у опустевшей железной дороги:

29.


У моря - гигантский (122 метра в длину) Турбинный корпус, где делались силовые установки эсминцев. Сколь непривычен в доломитовых фабриках Таллина этот обыкновеннейший красный кирпич!

30.


Рядом работает порт:

31.


А вот как всё это выглядит с той стороны Коплисской бухты, из Рокка-аль-Маре:

32.


Но вернёмся на Коплисскую улицу и пойдём дальше, мимо инженерских домов (были на кадре №21) и того самого Народного дома с порталом донельзя восточно-прусского вида:

33.


А там и до конечной трамвая у непонятного здания рукой подать:

34.


Коплисская улица упирается в грандиозное заводоуправление Русско-Балтийского судозавода, занимающего "острие" полуострова Копли. Огромное здание явно построено по типу петербургского Адмиралтейства, как и проходные многих великих заводов Российской империи - ведь Адмиралтейство само было верфью. Русско-Балтийское заводоуправление явно оказало огромное влияние на архитектуру межвоенной Эстонии, став по сути первым образцом "доломитового функционализма". Мне кажется, это самый яркий памятник царской эпохи в Таллине.

35.


Башня на самом деле водонапорка - часы на ней нарисованы, и всегда показывают 13:23 - говорят, это время, в которое в 1913 году Руссо-Балтийский судозавод дал свой первый гудок.

35а.


Так и не понял, имел ли отношение к этому заводу рижский Руссо-Балт - лидер транспортного (железнодорожного, автомобильного и авиационного) машиностроения Российской империи. Основным его изделием должны были стать "Новики" - первые русские эсминцы, названые в честь погибшего в русско-японскую войну у берегов Сахалина крейсера. Они оказались лучшими эсминцами своего времени - универсальными, очень быстрыми (до 65 км/ч), а главным их недостатком было низкое качество сборки - "Новики" строились в большой спешке аж н 8 заводах в Петербурге, Ревеле, Риге и Николаеве, и у каждой серии были свои дефекты. Русско-Балтийский завод построил всего 5 кораблей - три "новика" (из 30) и 2 крейсера, но - за неполных 3 года, что характеризует его масштаб. Его корабли сражались и во Вторую Мировую на Чёрном и Балтийском морях.

36.


В 1927 году завод закрылся и в его цехах обосновались всякие мелкие фабрики. Роскошное заводоуправление отдали основанной в 1919 году Эстонской морской академии, ныне объединившейся с Таллинским техническим университетом - теперь в здании его экономический факультет. При Советах завод частично возродиллся как Балтийский судоремонтный, и благодаря своему директору Фёдору Берману, "крепкому хозяйственнику" в лучшем смысле этого слова, он пережил 1990-е годы и стал основой BLRT, затем распространившегося на Морзавод, а затем - в Литву и Финляндию. Ещё говорят, на этом заводе самая злющая в Эстонии охрана и всякие развлечения вроде фотографирования через ворота здесь вполне может закончиться так же, как и у нас. Подробная история всех трёх верфей рассказана здесь.

37.


Слева от проходной (если стоять к ней лицом) - Профессорская деревня, где в бывшие дома специалистов и директора поселили в межвоенное время преподавателей политеха и морской академии, куда мы заглянуть забыли. Сами дома невзрачны, но зато оттуда лучше видны цеха за проходной и "изнанка" заводоуправления - эти фотографии есть у bambuch. Справа от завода - трамвайное депо с раритетным вагончиком:

38.


О необычности таллинского трамвая, в первую очередь единственной в Европе "капской колее" (1067мм) я писал уже не раз - например, в первом посте о Таллине. Конка была пущена в 1888, электрический трамвай - в 1924-м, а Коплисская линия принадлежала заводу и открылась в 1916 году, причём изначально выпадала из остальной системы - имела "русскую колею" (1524мм) и бензомоторную тягу - не редкость сто лет назад, но живы ли моторные трамваи ещё где-то ныне - даже не знаю. Унифицировали эту линию с остальными лишь в 1950-е годы:

38а.


Напротив - удивительная Никольская церковь (1936), перестроенная Александром Владовским из местной пожарной части для эмигрантов, или правильнее сказать беженцев русской Гражданской войны, небогато живших в опустевшей слободке завода. Копли считается русским районом, и даже местные эстонцы в основном имели предков в дореволюционном Петербурге. Церковь, как заметил Кац, стилизована под питерские дачи эпохи модерна - напоминание о былом. Обратите внимание на печные трубы - такие вот насадки, усиливающие тягу, ставились раньше по всему Таллину, печи топились сланцем, которому для горения была нужна повышенная тяга.

39.


А перввая заводская церковь была оборудована в деревянном ангаре в 1913 году и делила его сначала с рабочей столовой, а после закрытия завода - со складом, сгоревшим в 1934 году.

40.


Фотографии церкви, трамвая и ещё нескольких объектов закреплены на художественно покосившемся стенде у храма. Ещё тут рос когда-то "дуб Флеминга" - классик немецкой поэзии эпохи барокко участвовал в знаменитом голштинском посольстве Адама Олеария (вместе с первым бароном Крузенштерном!) в Персию через Россию 1630-х годов, а ехал он как раз через Ревель. Посещённым местам Пауль Флеминг посвещал стихи, в Ревеле таковых удостоилась каменоломня в нынешнем Ласнамяэ и Коппельская дубрава. Увы, в войну древний дуб пошёл на дрова...

40а.


Ниже по берегу - Коплисские линии, бывшая рабочая слободка, проще говоря - барачник. Они строились как времянки, пока завод обзаведётся нормальными казармами, а также больницей, школой, народным домом и многим другим - думаю, его слободка вышла бы одной из красивейший в империи... но в итоге бараки пережили сам завод, и лишь сейчас, когда они уже стали историей, их начинают сносить.

41.


Самый капитальный из них - на заглавном кадре, он же - прототип "таллинских домов" с выступающими лестничными клетками. А многие сняты с учёта, отключены от коммуникаций, лишены нумерации... но по-прежнему населены. Это - классическое "городское дно":

42.


Спустимся на берег. Впереди полуостров Пальяссаар, бывший остров Большой Карлос, приросший к материку. На нём стояла когда-то Белая башня - фактически, последняя (1828) из башен Ревельский крепости, выпотрошенная во избежание захвата в 1854-м, а после войны превращённая в учёбную военно-морскую мишень и раскатанная до фундамента. Фундамент где-то там тоже есть (подробно Пальяссаар показан здесь), а нынешняя башня - всего лишь металлический бак стоявшей там советской военной базы. Дальше - паром, идущий в город мимо острова Аэгна:

43.


В открытом море - небольшой маяк, снятый 30-кратным зумом. А те тучи - может быть, уже над Финляндией:

44.


И тут уместнее было бы сказать - "но в Финляндию отправимся нескоро, в самом конце этой долгой серии,  и полюбуемся Таллином с моря, пока же рассказ о столице закончу и в следующей части речь пойдёт уже про окрестности: Палдиски и всякие веси уезда Харьюмаа"... но нет. Впечатление о Таллине будет неполным без ещё одного крайне самобытного района с донельзя этонским названием Нымме. О котором - в следующей части.

Таллин
Общее. Вариации города.
Виды с башен.
Старый Таллин. Вышгород, или Тоомпеа.
Старый Таллин. Вдоль стен Нижнего города.
Старый Таллин. Среда и детали.
Старый Таллин. Ратушная площадь, улицы Вене и Рюйтли.
Старый Таллин. Пикк и Лай.
Кесклинн. Горхолл, квартал Роттермана, Нарвское шоссе.
Кесклинн. Деловой центр, Тынисмяги и вокзал.
Кадриорг и Пирита.
Веэренни и Юхкентали.
Кассисаба и Кристийне, Пельгулинн и Копли-Товарная.
Каламая.
Лётная гавань.
Северный Таллин.
Нымме.
Рокка-аль-Маре в Янову ночь.

Другие посты об Эстонии.

Оригинал взят у varandej в Таллин. Копли
Tags: Штромландия, Ыстония
Subscribe

  • Начало пляжного сезона

    Нет картинки

  • (no subject)

  • Фитнес клуб в сосновом бору "ForestGym" — сосновыми фитонцидами это вам не потом дышать ! На берегу тоже обновили тренажёры, но там простецкие.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments